Повреждения в организме человека, от воздействий внешних факто-ров мы называем одним словом – травма.
Детский травматизм – это большая проблема, которая в корне может изменить жизнь как родителей, так и ребенка.
По статистике травмы в основном бывают у детей младшего школь-ного возраста (7-11 лет). Травмы у мальчиков бывают намного чаще (70%) , чем у девочек.
Травмы являются одной из главных причин смертности де-тей старше трех лет. В мире от несчастных случаев умирает больше де-тей, чем от различных инфекций.
Основных причин детского травматизма не так и много:
Основная - беспечность взрослых, которые считают, что ничего страшного не может произойти в конкретных случаях.
Вторая - халатность взрослых, которые ненадлежащим образом ис-полняют свои обязанности будь то должностные лица, либо родители де-тей.
Кроме того, на уровень детского травматизма большое влияние ока-зывает и дисциплинированность самих детей.
Департамент Комитета атомного и энергетического надзора и кон-троля по г. Нур-Султан в данной статье осветит некоторые вопросы про-филактики детского травматизма от электрического тока.
Опасный ток
Прежде всего, нужно разобраться в причинах поражения электриче-ским током. Обычно люди считают, что оборудование 10 кВ (10000 вольт) гораздо опаснее напряжения 220 вольт. Но это ошибочное мнение. В дей-ствительности поражающий фактор электрического тока зависит от его си-лы, а не от напряжения. Поэтому практически любой бытовой прибор мо-жет быть смертельно опасен. Ток более 10 мА (0,01 ампер) может произ-водить сильный, болевой удар, а токи от 100 до 200 мА (от 0,1 до 0,2 ам-пер) уже могут быть смертельны!
При этом необходимо знать, что при силе тока выше 10 миллиампер, мышечные схватки на столько сильны, что жертва уже не может отпустить провод, который шокирует его. При токе более 20 миллиампер, дыхание затрудняется и полностью перестает при силе тока около 100 мА.
Профилактика детского травматизма от электротравм
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьез-ная проблема, особенно в период школьных каникул.
Выше мы говорили о причинах электротравм. Это, прежде всего, не благоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, не-осторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице. Возникно-вению травм способствуют и психологические особенности детей: любо-знательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жиз-ненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Необходимо предупредить эти риски и всеми возможными способа-ми оградить их от них.
Работа должна идти постоянно в двух направлениях:
1. Устранение возможности получения электротравмы;
2. Регулярное проведение занятий для детей по основным методам предупреждения детских электротравм.
Особое внимание следует уделить любым действующим электроуста-новкам (линий электропередач, подстанций, оборудования вне зависимо-сти от класса напряжения), находящиеся в непосредственной близости мест проживания, объектов образования, спортивных, строительных площад-ках, в подъездах и подвалах жилых домов и т.д., а также бытовых прибо-ров.
Дети должны знать, что:
Очень опасно прикасаться к трансформаторным и распределитель-ным подстанциям, заходить внутрь их, а также залезать на крышу;
Очень опасно прикасаться и подходить к упавшим и оборванным оголенным проводам кабельных и воздушных линии электропередач;
Очень опасно касаться оголенных проводов, по которым идет элек-трический ток;
Очень опасно проверять наличие электрического тока в приборах или проводах пальцами;
Очень опасно защемлять провода дверями, оконными рамами, за-креплять провода на гвоздях, чтобы не повредить изоляцию и не было ко-ротких замыканий (вспышек пламени);
Нужно следить за тем, чтобы электрические провода не соприкаса-лись с батареями отопления, трубами водопровода, с телефонными и ра-диотрансляционными проводами;
Не позволяйте детям играть у розеток, втыкать в них шпильки, бу-лавки, дергать провода, так как это может привести к тяжелым послед-ствиям;
Категорически запрещается пользоваться бытовыми электроприбо-рами, по корпусу которых проходит ток (прибор «кусается»). Штепсель-ную вилку при включении и выключении приборов нужно брать за пласт-массовую колодку, а не за провод;
Нужно следить также и за тем, чтобы шнуры, снятые с приборов, не оставались присоединенными к штепсельной розетке, потому что при слу-чайном прикосновении к ним возможно поражение током;
Не оставляйте включенные электроприборы без надзора взрослых, в том числе зарядные устройства для сотовых телефонов и гаджетов.
Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм на педагогов, и от Вас зависит правильное поведение детей.
Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилия-ми можно оградить детей от беды.
(Материалы взяты из открытых источников)
Территориальный департамент Комитета атомного и энергетиче-ского надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан по городу Нур-Султан